Базельская конвенция о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением (Базельская конвенция, Конвенция) регулирует экспорт/импорт и обращение с опасными отходами и отходами, содержащими опасные химические вещества.
Основная задача Базельской конвенции – защита здоровья человека и окружающей среды от неблагоприятных последствий воздействия опасных отходов на окружающую среду и здоровье людей. Область применения Конвенции охватывает широкий спектр отходов, определяемых на глобальном уровне и в разных странах как «опасные», в зависимости от их происхождения и состава, а также бытовые отходы и золу, образующуюся при их сжигании.
В соответствии с Конвенцией перемещение опасных отходов требует специального разрешения и подчиняется законам страны-получателя. Межгосударственное перемещение опасных отходов должно проводиться в соответствии с нормами и правилами по охране окружающей среды при уверенности, что страна-получатель способна провести безопасную переработку этих отходов. Все другие перемещения опасных отходов согласно Конвенции считаются незаконными.
Конвенция была принята в 1989 году и вступила в силу в 1992 году.
Российская Федерация ратифицировала Конвенцию Федеральным законом от
25 ноября 1994 года № 49-ФЗ «О ратификации Базельской конвенции о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением».
Участие в Конвенции позволило при помощи механизма единого международного контроля на практике осуществить полный запрет на ввоз в Российскую Федерацию в целях захоронения или сжигания опасных отходов, а также частичный запрет на ввоз/транзит опасных отходов в любых других целях, что существенно повлияло на оздоровление экологической обстановки в стране и повысило уровень экологической безопасности. Введена система государственного регулирования и контроля транзитных и трансграничных перевозок опасных отходов, которая является частью глобального международного механизма регулирования.
Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от
17 октября 2015 года № 1110 «О мерах по обеспечению выполнения Российской Федерацией обязательств, предусмотренных Базельской конвенцией о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением» осуществление функций ответственного компетентного органа по координации выполнения требований Конвенции возложено Минприроды России.
Вопросы, касающиеся выдачи разрешений на ввоз в Российскую Федерацию, вывоз из Российской Федерации и транзит опасных отходов, а также уведомления компетентных органов государств, осуществляющих экспорт, импорт или транзит опасных отходов, возложены на Росприроднадзор. Кроме того, в выполнении обязательств Российской Федерации, вытекающих из Конвенции, участвуют МЧС России, Минпромторг России, Минэкономразвития России, Минтранс России, ФТС России, Роспотребнадзор, Ространснадзор и ГК «Росатом» в пределах своей компетенции.
В соответствии с положениями Конвенции страны-участники ежегодно обязаны представлять руководящему органу Конвенции – Конференции Сторон национальный доклад за предыдущий календарный год согласно установленному формату, содержащий в том числе информацию о трансграничных перевозках опасных отходов, о мерах государственного регулирования, принятых для выполнения Конвенции, и другие статистические данные.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2019 года № 2246-р функции выделенного центра, ответственного за получение и предоставление информации в рамках Конвенции, в том числе и национальных докладов, возложены на федеральное государственное бюджетное учреждение «Уральский государственный научно-исследовательский институт региональных экологических проблем» (Институт, Учреждение).
В этой связи в октябре 2019 г. на базе Института создано отдельное внеструктурное подразделение для выполнения функций Выделенного центра.
С 2019 г. Выделенный центр регулярно и своевременно предоставляет в Минприроды России информацию для включения в национальные доклады, которая, после проведения соответствующих административных и согласительных процедур в Минприроды России и профильных ведомствах, представляется в Секретариат Конвенции установленным порядком через электронную систему отчетности и по дипломатическим каналам.
Конечно, существуют еще проблемы, которые нужно решить на национальном уровне для полноценной организации деятельности Выделенного центра. Это прежде всего вопросы, касающиеся определения его функционала и утверждения соответствующего Положения о Выделенном центре. Ведь после назначения Выделенным центром в Институт стали массово поступать обращения от различных государственных и общественных организаций, представителей бизнеса, предприятий – производителей, перевозчиков и переработчиков отходов с просьбой разъяснить ту или иную процедуру или положение Конвенции. Мы, конечно, прилагаем все усилия в рамках своей компетенции, чтобы максимально полно, ясно и в сжатый срок сформулировать и направить аргументированную и исчерпывающую информацию на все поступающие запросы. На отдельные запросы в части вопросов о выработке государственной политики и регулирования в рамках компетенции иных государственных органов и организаций, мы даем рекомендации заявителям обратиться непосредственно в данные органы с целью получения необходимой информации.
В этом контексте сегодня не только российские организации, но и Выделенные центры ряда зарубежных стран – видных игроков как в региональном, так и глобальном масштабе – в том или ином виде проявляют стремление сотрудничать с нашим Выделенным центром. В их числе дружественные нам страны, входящие в Евразийский экономический союз, и страны Содружества независимых государств.
Контакты по линии Выделенного центра с этими странами с учетом прозрачности границ и единого таможенного регулирования позволяют детально и углубленно рассмотреть и совместно решить имеющиеся проблемные вопросы, касающиеся подготовки совместных нормативных правовых актов в сфере трансграничного перемещения отходов.
Уверены, что наша дальнейшая слаженная работа в данном направлении будет продолжаться в конструктивном ключе и позволит обеспечить необходимые результаты в целях защиты окружающей среды и здоровья людей от негативного воздействия опасных отходов.
Разработка сайта: Linkodium (2023)
Мы постараемся ответить на ваш вопрос в ближайшее рабочее время.
В справочник включены характеристики загрязняющих веществ из раздела «I. Для атмосферного воздуха» «Перечня загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды», утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 08.07.2015 г. № 1316-р.
Для каждого загрязняющего вещества в справочнике указаны: наименование вещества, химическое название, синонимы, приведены структурная формула, код CAS, показатели токсичности с описанием эффектов, значения предельно допустимых концентраций, методики измерения (ПНД Ф или МВИ или РД), коды опасности вещества и необходимые меры защиты.
Издание предназначено для специалистов природоохранных органов, для научных сотрудников, проектировщиков, а также для специалистов различных отраслей промышленности, сельского хозяйства.
10 мая 2019 года вышло распоряжение Правительства Российской Федерации № 914-р ИЗМЕНЕНИЯ, которые вносятся в перечень загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды.
В справочник включены характеристики загрязняющих веществ из раздела «I. Для атмосферного воздуха» «Перечня загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды», утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 08.07.2015 г. № 1316-р.
Для каждого загрязняющего вещества в справочнике указаны: наименование вещества, химическое название, синонимы, приведены структурная формула, код CAS, показатели токсичности с описанием эффектов, значения предельно допустимых концентраций, методики измерения (ПНД Ф или МВИ или РД), коды опасности вещества и необходимые меры защиты.
Издание предназначено для специалистов природоохранных органов, для научных сотрудников, проектировщиков, а также для специалистов различных отраслей промышленности, сельского хозяйства.
10 мая 2019 года вышло распоряжение Правительства Российской Федерации № 914-р ИЗМЕНЕНИЯ, которые вносятся в перечень загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды.
В справочник включены характеристики загрязняющих веществ из раздела «I. Для атмосферного воздуха» «Перечня загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды», утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 08.07.2015 г. № 1316-р.
Для каждого загрязняющего вещества в справочнике указаны: наименование вещества, химическое название, синонимы, приведены структурная формула, код CAS, показатели токсичности с описанием эффектов, значения предельно допустимых концентраций, методики измерения (ПНД Ф или МВИ или РД), коды опасности вещества и необходимые меры защиты.
Издание предназначено для специалистов природоохранных органов, для научных сотрудников, проектировщиков, а также для специалистов различных отраслей промышленности, сельского хозяйства.
10 мая 2019 года вышло распоряжение Правительства Российской Федерации № 914-р ИЗМЕНЕНИЯ, которые вносятся в перечень загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды.